Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Программа внеурочной деятельности "Литературная мастерская"Программа курса внеурочной деятельности «Литературная мастерская» Пояснительная записка Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературная мастерская» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. При составлении рабочей программы «Литературная мастерская» были использованы следующие методические рекомендации для учителя: 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Сминов и др. 2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д.В., Степанов П.В.
Общие цели начального общего образования Начальная школа – очень важный этап в жизни ребёнка: изменяется социальный статус, расширяется круг интересов, взаимодействие с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении. Центральной линией развития младших школьников является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Этот период так же характеризуется как синзетивный для развития творческих способностей ребёнка. Современный младший школьник является достаточно информированным. СМИ оказывают существенное влияние на формирование детской картины мира: рост эрудиции, расширение знаний о природе и обществе. Однако информация зачастую носит чрезмерный, бессистемный характер. Раннее приобщение ребёнка к компьютеру вытесняет из его жизни художественное слово. Современные дети мало читают художественную литературу, не знакомы с детскими классическими произведениями. Телевидение и компьютер вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Таким образом, в современном мире важным условием развития читательской компетенции, детской любознательности, творчества является создание развивающей образовательной среды. Общая характеристика курса Актуальность программы обусловлена анализом результатов участия учащихся младших классов в олимпиадах и конкурсах по литературе и филологии на различных уровнях. Учащиеся испытывают затруднения при анализе поэтических и прозаических произведений. Ещё сложнее ученикам даются собственные сочинения по заданным условиям. На уроках большое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, формированию универсальных учебных действий. Игре и фантазии, выдумке и творчеству отводится не значительное количество времени. На уроках литературного чтения нет возможности обучать учеников самостоятельному сочинению, уделить достаточного внимания раскрытию литературных способностей отдельных одарённых учащихся. Программа «Литературная мастерская» позволяет в полной мере раскрыть детский литературный талант. Программа позволяет: расширить и углубить знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения; реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подход. Цель программы: развитие литературных способностей учащихся начальной школы на основе знакомства со средствами выразительности художественных и поэтических произведений; самостоятельных сочинений прозаического и поэтического характера. Задачи программы: - знакомство с литературными средствами выразительности; - учить понимать и любить красоту литературного слова через эмоциональные переживания; - учить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, рифмовать и сочинять прозу; - совершенствование знаний, умений и навыков, полученных школьниками при изучении русского языка и литературы, развитие культуры речи учащихся; - способствовать самообразованию и саморазвитию младших школьников. Эффективность курса определена успехами учащихся на олимпиадах и конкурсах разного уровня. Работа по решению поставленных задач строится на основе следующих принципов: - от простого к сложному в совместном творчестве; - ориентация на потребности ребёнка. Основные технологии: - здоровьесберегающие; - проблемно-диалоговые; - творческое исследование. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Место курса в учебном плане На изучение содержания курса отводится в 3 классе 1 час в неделю во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Всего 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературная мастерская». Курс «Литературная мастерская» имеет большое значение не только в обучении, но в воспитании. На занятиях учащиеся знакомятся с художественными произведениями, их нравственным потенциалом, что способствует духовно-нравственному развитию; знакомятся с нравственно-эстетическими ценностями как своего народа, так и других народов. Положительные результаты литературного творчества влияют на формирование самооценки, личностных, коммуникативных качеств учеников. Продолжается совершенствование техники чтения, литературного анализа, эмоциональной грамотности.
Планируемые результаты реализации программы
1 Результаты первого уровня: знакомство с литературными средствами выразительности на уровне понимания, наблюдение, литературный эксперимент. Формы внеурочной деятельности: занятия, игры со словами, практическая работа.
2. Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): выражение собственного мнения в устной и письменной речи; различение и применение литературных средств выразительности при конструировании текстов по аналогии. Формы внеурочной деятельности: литературное творчество в виде сочинений, статей, заметок в школьную газету; литературные клубы.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде): умение подготовить и представить тексты собственных сочинений. Формы внеурочной деятельности: участие в городских и областных конкурсах, конференциях учащихся; филологические олимпиады различных уровней.
Предметные результаты Ученик научится: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - видеть в художественном тексте средства выразительности; - составлять художественные тексты по аналогии используя литературные средства выразительности; Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно осваивать незнакомый текст; - вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.
Содержание курса «Литературная мастерская» Программа курса направлена на развитее творческих литературных способностей учащихся. При организации занятий необходимо отталкиваться от возможностей учащихся, их уровня развития, читательских умений, навыка самостоятельной работы. Учащимся предлагаются следующие виды деятельности: - литературный эксперимент; - сравнение художественного текста с энциклопедической статьёй; - анализ и выделение признаков художественного текста; - знакомство с литературными приёмами как средствами выразительности; - игры и упражнения со словами; - работа со словарями; - использование фразеологических оборотов и устойчивых выражений; - конструирование и дополнение текста; - сочинение текста с использованием заданных литературных приёмов; - алгоритм создания художественного текста; - сочинение загадок. Практические занятия: проведение конкурсов стихов, сочинений; участие в филологических олимпиадах; проведение занятий с участием писателей и поэтов; занятий в школьной и городской библиотеках. В результате работы по программе курса «Литературная мастерская» у учащихся формируются следующие способности и умения: Познавательные способности. Устойчивый интерес к литературному чтению, потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Коммуникативные способности. Пользоваться некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка. Составление текстов повествовательного и стихотворного характера. Творческие способности. Воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Богатый словарный запас и творческое воображение.
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение Для организации образовательного процесса в рамках реализации ООП НОО имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: Наличие созданной Информационной среды (ИС) как системы обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащей для: создания; хранения; ввода; организации; обработки; передачи; получения информации об образовательном процессе. В Основу информационной среды подразделения составляют:
Образовательный курс поддерживается электронными (цифровыми) образовательными ресурсами:
Список литературы, использованной для составления программы: 1. Горский В.А., Тимофеев А.А., Сминов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. 3. Гин С. Мир загадок: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. 4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. 5. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. Литература, рекомендуемая для детей и родителей: 1. Произведения для детей или вошедших в круг детского чтения следующих авторов: С.Михалкова, К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, А.Пушкина, С. Есенина, И.Крылова, Д.Хармса, Э.Успенского, А.Усачова, В.Драгунского, Н.Носова, Д. Свифта, Д.Дефо, А.Милна, А.Линдгрен и др. 2. Агапова И., Давыдова М. Занимательные литературные игры и викторины для детей. Москва 2007. 3. Винокурова Н. Лучшие тесты для развития творческих способностей. Москва, 1999. 4. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 5. Розе Т.В. Большой словарь пословиц и поговорок для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||