< >< >< >Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится в 1 классе 1 час в неделю во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Всего 33 часа в год.
Класс
|
Общее количество часов аудиторных занятий
|
Общее количество часов внеаудиторных занятий (Целевая прогулка, занятия в игровой комнате)
|
1
|
13 ч
|
20 ч
|
Итого
|
33 ч
|
Ценностные ориентиры содержания курса
«Ты, да я, да мы с тобой».
Курс «Ты, да я, да мы с тобой» имеет большое значение в воспитании первоклассников. На занятиях учащиеся знакомятся и отрабатывают навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, что способствует корректировке и развитию коммуникативных умений и навыков, привитию социальных норм. Первоклассники учатся распознавать положительные и отрицательные чувства свои и окружающих людей, что влияет как на развитие личности ребёнка, его оценку и самооценку, на уважительное отношение к людям, своей семье, так и на формирование сплочённого коллектива в целом. И как следствие, учащиеся будут чувствовать свою принадлежность к коллективу, социальную значимость и индивидуальность, что позволит быть успешным как в учебной деятельности, так и в любой другой на выбор личности.
Планируемые результаты реализации программы
1 Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знакомство с коммуникативными приёмами на уровне понимания, наблюдения.
Формы внеурочной деятельности: игры, практическая работа.
УУД
|
Работа с информацией
|
Познавательные
1. Понимание коммуникативных приёмов.
2. Сравнение ситуаций; построение логических рассуждений.
|
Понимание предлагаемой информации.
|
Коммуникативные
1. Участие в диалоге, формулирование вопросов.
|
Поиск информации.
|
Личностные
1. Эмоциональная отзывчивость, умение осознать и назвать свои эмоции.
|
|
Регулятивные
1. Понимание темы и цели занятия; запоминание правил игры.
|
|
2. Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): выражение собственного мнения в устной речи; различение и применение коммуникативных умений и навыков.
Формы внеурочной деятельности: игры, выступления перед одноклассниками.
УУД
|
Работа с информацией
|
Познавательные
- Структурирование знаний.
- Формирование положительной мотивации.
|
Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
|
Коммуникативные
- Участие в диалоге, формулирование вопросов.
- Поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.
|
Ведение портфолио.
|
Личностные
- Эмоциональная отзывчивость, умение осознать и назвать свои эмоции.
- Самоопределение в выборе способов общения в зависимости от ситуации.
|
Понимание информации, представленной в неявном виде с опорой на невербальные средства общения.
|
Регулятивные
- Понимание и сохранение социальных норм общения.
- Ориентация на образец и алгоритм действия.
- Адекватное восприятие предложений и оценки учителем, товарищами и другими людьми.
|
Внесение необходимой корректировки для создания более совершенного результата.
|
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде) : умение организовывать совместную со сверстниками деятельность для достижения положительного результата.
Формы внеурочной деятельности: участие в школьных, городских и областных социальных акциях, конкурсах, проектах, конференциях учащихся.
УУД
|
Работа с информацией
|
ИКТ компетентность
|
Познавательные
- Анализ личностных достижений в учебной деятельности, коммуникативных и бытовых ситуациях.
- Сравнение по заданным признакам.
|
Вычитывание всех видов информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной.
|
Поиск информации при помощи средств ИКТ.
|
Коммуникативные
- Осознанное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Формулирование собственного мнения и позиции.
- Оценка действий партнёров.
|
Построение устных и письменных высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Поиск информации для решения коммуникативных задач.
|
Выступления с аудио-визуальной поддержкой.
|
Личностные
- Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных.
- Нравственно-этическая ориентация.
|
Самостоятельная организация поиска информации.
|
Создание, представление и передача информации.
|
Регулятивные
- Целевое общение со сверстниками.
- Планирование. Умение договариваться, распределять роли и устанавливать правила в совместной деятельности в соответствии с социальными нормами.
- Коррекция действия и результата в совместной деятельности.
- Адекватная оценка и самооценка.
|
Опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией, получаемой из других источников и социальными нормами.
|
|
Предметные результаты освоения курса «Ты, да я, да мы с тобой»:
- умение вступать в контакт со сверстниками в различных социальных ситуациях;
- продуктивное сотрудничество в паре;
- усвоение на уровне понимания следующих понятий: коллектив, одноклассник, сотрудничество и взаимодействие, действовать совместно, справедливость и равноправие, гнев и агрессия, поддержка, уважение, достижение, портфолио;
- различение: понятий спор и ссора, положительных и отрицательных эмоций;
- невербальные символы общения;
- применение полученных знаний и коммуникативных навыков в повседневном общении: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы.
К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- ценить и принимать базовые ценности: «доброжелательность», «семья», «терпение»;
- доброжелательно относиться к окружающим;
- положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- положительной учебной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новому;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности в совместной деятельности;
- положительной адекватной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать практическую/учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом практическом/учебном материале в сотрудничестве со сверстниками;
- действовать по плану.
Выпускник получит возможность научиться:
- преодолевать импульсивность и непроизвольность;
- учитывать установленные правила;
- с помощью учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата деятельности;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- отвечать на простые вопросы учителя;
- сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы на основе существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
- строить сообщения в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в парной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Содержание курса «Ты, да я, да мы с тобой»
Программа курса состоит из четырёх разделов:
-
Обучение сотрудничеству со сверстниками. 12 ч.
-
Решение проблемных, конфл конфликтных ситуаций и предупреждениеагрессивного поведения. 8 ч.
-
Корректировка оценки и самооценки первоклассников. 6 ч.
-
Достижение учащимися успехов. 6 ч.
В предложенном в программе календарно-тематическом планировании уроки разделов расположены в соответствии с предполагаемой необходимостью работы, направленной на развитее коммуникативных умений и личностное развитие первоклассников. Учитель, работающий по данной программе, может корректировать календарно-тематическое планирование в зависимости от текущей ситуации в детском коллективе.
1 раздел «Обучение сотрудничеству» распределены пропорционально по полугодиям - по 6 часов в каждом полугодии. Проходит знакомство учащихся друг с другом, в практической деятельности первоклассники учатся эффективному сотрудничеству. На последующих уроках вводятся правила работы в паре и малой группе, идёт практическая отработка парного взаимодействия и взаимодействия в малых группах.
Знакомство на уровне понимания с такими понятиями как: одноклассник, коллектив, сотрудничество (трудиться вместе), взаимодействие (действовать друг с другом). Установление правил работы в паре и группе, правил бесконфликтного общения. Решение доступных коммуникативных задач.
Игры и упражнения раздела: «Снежный ком», «Прошепчи имя», «Неожиданные картинки», «Только вместе», «Головомяч», «Небоскрёб», «Путаница», «Картонные башни», «Сиамские близнецы», «Машины», «Пчёлы и змеи», «Рисунок в два этапа», «Граффити».
Большая часть уроков 2 раздела «Решение проблемных, конфликтных ситуаций и предупреждение агрессивного поведения» сосредоточена в первом полугодии – 6 часов и 2 часа во втором полугодии. В начале учебного года первоклассники знакомятся друг с другом, формируется новый детский коллектив и без конфликтных ситуаций в классе не обходится. Поэтому на первых уроках, наряду со знакомством, вводятся способы снятия негативных эмоций и предупреждение агрессивного поведения учеников. Во втором полугодии уроки направлены на моделирование и решение конфликтных ситуаций.
Знакомство с эмоциями человека: грусть, злость, испуг, радость, печаль, удовольствие, уверенность, гордость, самоуверенность, спокойствие. Обучение: различать эмоции, в первую очередь у себя, а затем у одноклассников (по внешним признакам); переключаться с отрицательных эмоций на нейтральные или положительные; выражать негативные эмоции без агрессии; применение знаково-символической системы. Усвоение на уровне понимания понятий: гнев и агрессия, равноправие и справедливость, поддержка и уважение. Различение понятий спор и ссора.
Игры и упражнения раздела: «Прогноз погоды», «Тух-тиби-дух!», «Камушек в ботинке», «Сладкая проблема», «Толкалки», «Да и нет!», «Выше – ниже», «Довольный – сердитый», «Спустить пар», «Король», «Ворвись в круг», «Отдать приказ», «Ты мне нравишься!».
На уроках 3 раздела «Корректировка оценки и самооценки первоклассников» учащиеся учатся открыто выражать свои желания, ощущения, своё мнение, преодолевать застенчивость или эгоцентризм, уважительно относиться к себе и к окружающим, почувствовать самоуважение, свою индивидуальность и особенности личности одноклассников.
Знакомство на уровне понимания с понятиями: уважение, самоуважение, дружеская поддержка, ценность человека. Умение «прислушиваться» к себе (к своим эмоциям, настроению, желаниям, целям), выражать свою точку зрения. Улучшить представление о себе у учащихся с заниженной самооценкой. Принятие различных мнений.
Игры и упражнения раздела: «Кто я?», «Отдам, тебе то, что есть у меня», «Что я люблю делать», «Что я люблю – чего не люблю», «Ученик дня», «Путешествие», «Сердце класса», «Моя дружная семья», «Иванушка-дурачок», «Групповой портрет».
4 раздел «Достижение учащимися успеха» предполагает введение и дальнейшее ведение портфолио учащихся и классного коллектива. 2 урока проходят в первом полугодии для введения портфолио. 4 урока во втором полугодии в четвёртой четверти проходят как итог освоения программы. Первоклассники представляют достижения за прошедшие полгода. Учитель представляет портфолио класса, как результат индивидуальной, групповой и коллективной работы учащихся. Делается вывод, как об индивидуальном развитии, так и о сформированности детского коллектива.
В этом разделе вводятся понятия: портфолио (портфель достижений), достижение, как результат усилий ребёнка в любой области. Выработка привычки фиксировать свой прогресс. Радоваться успехам одноклассникам. Подготовка к умению ставить цель.
Игры и упражнения раздела: «Хвасталки», «Тетрадь моих достижений», «Истина или ложь?», «Я справился!».
При организации занятий необходимо отталкиваться от возможностей учащихся, их уровня развития коммуникативных умений и навыков, социального уровня. Инструкции должны быть прямыми и понятными. Нельзя сдерживать инициативу и творчество учащихся и делать за них то, что они могут сделать сами. Вместе с тем, следить за тем, чтобы игра не затянулась.
Учащимся предлагаются следующие виды деятельности:
- психологическая игра
- сюжетно-ролевая игра
- предметная игра
- игра-упражнение
- игра-путешествие
- рисование
- ведение портфолио
- парное взаимодействие
- работа в малых группах
- выступление с сообщением
- творческая работа
- моделирование ситуаций
Предложенные в программе игры и упражнения рекомендуется использовать учителем на переменах, прогулках, классных часах.
В результате работы по программе курса «Ты, да я, да мы с тобой» у учащихся формируются следующие способности и умения:
Личностные способности. Интерес к новому, как средство познания мира и самого себя. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха. Соблюдение социальных норм.
Познавательные способности. Осознанно строить речевое высказывание. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные способности. Участвовать в диалоге, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, сотрудничать в паре.
Творческие способности. Ведение портфолио под контролем взрослых. Развитое творческое воображение.
Программа предусматривает итоговую диагностику:
- сформированности первоначальных коммуникативных умений,
- комфортности первоклассника в классном коллективе,
- межличностных взаимоотношений в коллективе,
- самооценки первоклассников.
Для анализа самооценки первоклассников предлагается несколько методик на выбор педагога и уровень развития учащихся.
Диагностика
|
Методики
|
Уровень развития коммуникативных действий при работе в паре.
|
«Рукавички» авт. Г.А.Цукерман
|
Диагностика особенностей отношения первоклассников к классному коллективу и восприятие ими собственного места в коллективе.
|
Рисуночный тест «Я и группа»
|
Самооценка первоклассника.
|
1.Непосредственное оценивание (шкалирование) по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
2.Рисуночный тест «Несуществующее животное»
3.«Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)
|
Уровень развития морально-нравственной атмосферы в детском коллективе.
|
Педагогическое наблюдение.
|
Межличностные взаимоотношения в коллективе.
|
Социометрия Дж. Морено
|
Календарно-тематическое планирование курса «Ты, да я, да мы с тобой»
№
|
дата
|
Тема
|
Формирование универсальных учебных действий
|
1
|
|
Знакомство.
Вводный урок. Введение понятия «одноклассник». Игры: «Снежный ком», «Прошепчи имя».
|
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- ценить и принимать базовые ценности: «добро», «семья», «терпение»;
- доброжелательно относиться к окружающим;
- положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- положительной учебной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новому;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности в совместной деятельности;
- положительной адекватной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-принимать практическую/учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом практическом/учебном материале в сотрудничестве со сверстниками;
- действовать по плану.
Выпускник получит возможность научиться:
- преодолевать импульсивность и непроизвольность;
- учитывать установленные правила;
- с помощью учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата деятельности;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- отвечать на простые вопросы учителя;
- сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы на основе существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
- строить сообщения в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в парной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
|
2
|
|
Наш класс. Введение понятия «совместная работа». Игра «Неожиданные картинки».
|
3
|
|
Здравствуйте, а вот и я! Игра «Кто я?».
|
4
|
|
Решение проблем. Введение невербальных символов общения Игры: «Прогноз погоды», «Тух-тиби-дух!».
|
5
|
|
Решение проблем. Введение в классе вербального символа возникшего затруднения для общения Игры: «Камушек в ботинке», «Только вместе!».
|
6
|
|
Различение понятий спор и ссора. Введение понятия «справедливость» на уровне понимания. Игры: «Сладкая проблема», «Отдам, тебе то, что есть у меня»
|
7
|
|
Учимся сотрудничеству. Игра «Головомяч».
|
8
|
|
Расскажи мне о себе. Что я люблю делать.
|
9
|
|
Расскажи мне о себе. Что я люблю – чего не люблю.
|
10
|
|
Что делать с агрессией и гневом? Игры: «Толкалки», «Да и нет!»
|
11
|
|
Учимся сотрудничеству. Игры: «Небоскрёб», «Путаница».
|
12
|
|
Решение проблем. Введение понятия «равноправие». Игры: «Выше-ниже», «Ты мне нравишься!».
|
13
|
|
Цель - успешность. Игра «Хвасталки».
|
14
|
|
Цель – успешность. Введение портфолио.
|
15
|
|
Учимся сотрудничеству. Правила работы в группе. Игра «Картонные башни».
|
16
|
|
Что такое коллектив? Введение понятий «гнев», «агрессия». Игры: «Довольный сердитый», «Спустить пар».
|
17
|
|
Повышаем самоуважение. Ученик дня. Введение сменной положительной роли среди учащихся. Путешествие.
|
18
|
|
Решаем проблемы. Введение сменной роли командира. Игра «Король».
|
19
|
|
Учимся сотрудничеству. Введение понятий «сотрудничество», «взаимодействие». Игры: «Сиамские близнецы», «Машины».
|
20
|
|
Учимся общаться. Игры: «Истина или ложь?», «Сердце класса».
|
21
|
|
Повышаем самоуважение. Моя дружная семья.
|
22
|
|
Моделирование конструктивного поведения при возникновении отрицательных эмоций. Игры: «Ворвись в круг», «Иванушка-дурачок».
|
23
|
|
Учимся общаться. Моделирование ситуаций. Игра «Отдать приказ».
|
24
|
|
Учимся сотрудничеству в парах и группах. Игры: «Пчёлы и змеи», «Рисунок в два этапа».
|
25
|
|
Повышаем самоуважение. Игра: «Я справился!»,
|
26
|
|
Мой внутренний мир. По
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
| | |