Логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности, поскольку одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. Для перехода к логическому мышлению обязательным условием является обогащение словарного запаса до 15000 слов и своевременное развитие отдельных логических операций: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, классификации, упорядоченности действий, соотношения и др. Если это будет сделано в начальной школе, то значительно облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы. По временным показателям процесс перехода к логическому мышлению совпадает с переходом учащихся в среднее звено школы. Для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
-
Высокий уровень элементарных мыслительных операций, т.н. формальной логики.
-
Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
-
Высокий уровень саморегуляции, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Чтобы обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на уроках и во внеурочное время учащиеся познакомились с логическими операциями и по возможности овладели ими. Понимание всей значимости работы по данной проблеме пришло не сразу.
Играми, способствующими развитию памяти, внимания, мышления я занимаюсь уже 12 лет. Сначала материал брался из различной литературы, наглядность изготавливалась своими руками. Какая-либо система в играх отсутствовала. Затем я познакомилась с разработкой «Уроки психологического развития» из приложения к газете «Начальная школа» за 1998 – 1999 год, где в системе на протяжении всего учебного года в игровой форме предлагалось развитие элементарных логических операций, памяти, внимания, психических функций, саморегуляции. Данный материал был с успехом опробован на учащихся второго класса. Тогда же мне попала в руки книга С. Гин «Мир логики» - это разработанный курс о законах мышления для учащихся начальной школы. Кружок с одноимённым названием проводился у четвероклассников. На уроках использовались задания на развитие отдельных логических операций из книги Л.Ф. Тихомировой «Логика. Дети 7-10 лет». В тот период в работе я не испытывала серьёзных затруднений в преподавании. Принцип «не давать знаний в готовом виде» заключался в индуктивном методе преподавания. Подводящие диалоги, эвристические беседы, ситуации практического затруднения, деятельный подход помогали учащимся добывать знания самостоятельно. Качественная успеваемость учащихся в средней школе подтвердилась. В 5-ом классе она была даже выше, чем на выпуске. В настоящий момент ребята достаточно успешно обучаются уже в 9-ом классе.
С ребятами следующего набора у меня возникли сложности в преподавании привычными методами и приёмами. У учащихся наблюдалось неумение и нежелание интеллектуально трудиться, возникали серьёзные затруднения с олимпиадными заданиями, им сложно было выходить из ситуаций практического затруднения, иной раз это не удавалось вовсе, подводящие диалоги растягивались, и самостоятельный вывод учащимся давался не всегда. К примеру, во время введения меры измерения площади учащимся были предложены одинаковые прямоугольники. После выяснения, что такое площадь и что её лучше всего измерять прямоугольниками, учащимся было предложено заполнить свои фигуры прямоугольниками. У всех получилось разное их количество. Путём наложения учащиеся видели, что площадь фигур одинаковая, но что необходимо договориться об одинаковой мерке так и не смогли догадаться. Я была вынуждена сделать это сама. На протяжении двух лет подобная ситуация повторялась неоднократно.
В поисках причины затруднений к концу 3-го класса мной и школьным психологом были проведены исследования познавательных процессов учащихся и сформированности отдельных операций логического мышления. Диагностика показала, что у всех учащихся класса учебная деятельность вторична по сравнению с общением (коммуникативной деятельностью), что не соответствует возрастным особенностям, у учащихся наблюдалась несформированность понятийного мышления. Результаты диагностики сформированности мышления в целом и отдельных логических операций представлены в таблице.
Логическая операция
|
Высокий уровень %
|
Выше среднего %
|
Средний уровень %
|
Ниже среднего %
|
Низкий уровень %
|
Отсутствие формирования %
|
Анализ, синтез
|
4
|
12
|
8
|
40
|
12
|
24
|
Выделение существенного
|
0
|
32
|
36
|
12
|
12
|
8
|
Сравнение
|
0
|
0
|
8
|
72
|
16
|
4
|
Классификация
|
28
|
24
|
16
|
12
|
8
|
12
|
Обобщение
|
32
|
23
|
9
|
23
|
9
|
5
|
Аналогия
|
14
|
23
|
14
|
23
|
14
|
9
|
Общий уровень развития мышления
|
0
|
7
|
33
|
37
|
22
|
0
|
Прежде всего, заметен разброс в степени сформированности отдельных логических операций. А усвоение системы понятий, так необходимых для понятийного мышления, требует развития в равной степени таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.
Из таблицы видно, что к концу 3-го класса есть дети, у которых формирование отдельных логических операций отсутствует вовсе. Также видно, что больше всего дети испытывают трудности при сравнении.
Источник: http://деятельность, школьники, учеба, анализ, синтез, обобщение, классификация, логика, мышление |