Понедельник, 20.05.2024, 02:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Северского лицея Елисеевой Елены Леонидовны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация мыслительной деятельности младших школьников. Самоанализ

  Логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности, поскольку одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме.  Для перехода к логическому мышлению обязательным условием является обогащение словарного запаса до 15000 слов и своевременное развитие отдельных логических операций: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, классификации, упорядоченности действий, соотношения и др. Если это будет сделано в начальной школе, то значительно облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы. По временным показателям  процесс перехода к логическому мышлению совпадает с переходом учащихся в среднее звено школы. Для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций, т.н. формальной логики.

  2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

  3. Высокий уровень саморегуляции, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

       Чтобы  обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на уроках и во внеурочное время учащиеся познакомились с логическими операциями и по возможности овладели ими. Понимание всей значимости работы по данной проблеме пришло не сразу.

         Играми, способствующими развитию памяти, внимания, мышления я занимаюсь уже 12 лет. Сначала материал брался из различной литературы, наглядность изготавливалась своими руками. Какая-либо система в играх отсутствовала. Затем я познакомилась с разработкой «Уроки психологического развития» из приложения к газете «Начальная школа» за 1998 – 1999 год, где в системе на протяжении всего учебного года в игровой форме предлагалось развитие элементарных логических операций, памяти, внимания, психических функций, саморегуляции. Данный  материал был с успехом опробован на учащихся второго класса. Тогда же мне попала в руки книга С. Гин «Мир логики» - это разработанный курс о законах мышления для учащихся начальной школы. Кружок с одноимённым названием проводился у четвероклассников. На уроках  использовались задания на развитие отдельных логических операций из книги Л.Ф. Тихомировой «Логика. Дети 7-10 лет». В тот период в работе я не испытывала серьёзных затруднений в преподавании. Принцип «не давать  знаний в готовом виде» заключался в индуктивном методе преподавания. Подводящие диалоги, эвристические беседы, ситуации практического затруднения, деятельный подход помогали учащимся добывать знания самостоятельно. Качественная успеваемость учащихся в средней школе подтвердилась. В 5-ом классе она была даже выше, чем на выпуске. В настоящий момент ребята достаточно успешно обучаются уже в 9-ом классе.

        С ребятами следующего набора у меня возникли сложности в преподавании привычными методами и приёмами. У учащихся наблюдалось неумение и нежелание  интеллектуально трудиться, возникали серьёзные затруднения с олимпиадными заданиями, им сложно было выходить из ситуаций практического затруднения, иной раз это не удавалось вовсе, подводящие диалоги растягивались, и самостоятельный вывод учащимся давался не всегда. К примеру, во время введения меры измерения площади учащимся были предложены одинаковые прямоугольники. После выяснения, что такое площадь и что её лучше всего измерять прямоугольниками, учащимся было предложено заполнить свои фигуры прямоугольниками. У всех получилось разное их количество. Путём наложения учащиеся видели, что площадь фигур одинаковая, но что необходимо договориться об одинаковой мерке так и не смогли догадаться. Я была вынуждена сделать это сама. На протяжении двух лет подобная ситуация повторялась неоднократно.

         В поисках причины затруднений к концу 3-го класса мной и школьным психологом были проведены исследования познавательных процессов учащихся и сформированности отдельных операций логического мышления. Диагностика показала, что у всех учащихся класса учебная деятельность вторична по сравнению с общением (коммуникативной деятельностью), что не соответствует возрастным особенностям, у учащихся наблюдалась несформированность понятийного мышления. Результаты диагностики сформированности  мышления в целом  и отдельных  логических операций представлены в таблице.

     

Логическая операция

Высокий уровень %

Выше среднего %

Средний уровень %

Ниже среднего %

Низкий уровень %

Отсутствие формирования %

Анализ, синтез

4

12

8

40

12

24

Выделение существенного

0

32

36

12

12

8

Сравнение

0

0

8

72

16

4

Классификация

28

24

16

12

8

12

Обобщение

32

23

9

23

9

5

Аналогия

14

23

14

23

14

9

Общий уровень развития мышления

0

7

33

37

22

0

 

    Прежде всего,  заметен разброс в степени сформированности отдельных логических операций. А усвоение системы понятий, так необходимых для понятийного мышления, требует  развития в равной степени таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.

 Из таблицы видно, что к концу 3-го класса  есть дети, у которых формирование отдельных логических операций отсутствует вовсе. Также видно, что больше всего дети испытывают трудности при сравнении.

    



Источник: http://деятельность, школьники, учеба, анализ, синтез, обобщение, классификация, логика, мышление
Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaEliseeva20 (03.04.2014)
Просмотров: 530 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz