Результат работы над активизацией логического мышления представлен диаграммами.
Количество учащихся, не владеющих анализом и синтезом, снизилось с 24% до 11% . Снизилось количество учащихся с 40% до 22% владеющих анализом и синтезом на уровне «ниже среднего» за счёт увеличения показателя среднего уровня с 8% до 29% и высокого с 4% до 14%. Но для успешного обучения класса показатели изменились не достаточно.
Все учащиеся научились выделять существенное, правда, на разных уровнях. Ещё 22% учащихся освоили эту логическую операцию на уровне «ниже среднего». Заметен прирост учащихся с уровнем «выше среднего» с32% до 44%. Появились в классе дети, освоившие эту логическую операцию на высоком уровне.
Все учащиеся освоили данную логическую операцию. Увеличился процент учащихся, со средним уровнем с 8% до 18,5% и с уровнем «выше среднего» с 0% до 4%. Нет учащихся с высоким показателем. О важности для понимания и усвоения учебного материала этой логической операции было сказано выше.
Владение данной логической операцией претерпело серьёзное изменение в лучшую сторону. Все учащиеся освоили умение классифицировать, причём, только 4% на уровне ниже среднего, 14,8% - на среднем уровне. Остальные 40,7% и 40,7% учащихся овладели приёмом классификации «выше среднего» и «высоким» уровнями соответственно.
Аналогия – это умозаключение о принадлежности предмету определённого признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. В форме такого умозаключения осуществляется перенос отношений между предметами и понятиями. Для осуществления данной мыслительной операцией необходимо умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Поскольку учащиеся владеют перечисленными логическими операциями в разной степени, это было видно из предыдущих диаграмм, то способностью к аналогии на достаточном уровне овладели не все – 3,7% отсутствие умения, 18,5% -низкий уровень, 7,4% - ниже среднего. Наблюдается прирост учащихся с высоким уровнем и выше среднего с 13,6% до 25,9%, с 22,7% до 37%.
Изменения, произошедшие за учебный год с общим уровнем развития мышления учащихся хорошо заметны. К сожалению, не появилось детей с высоким уровнем развития. Но снижение количества учащихся с низким уровнем с 22% до 3,7%, с уровнем мышления ниже среднего с 37% до 14,8% и увеличение количества учащихся с уровнем выше среднего с 7,4% до 48,1% говорит о пользе и важности проделанной работы.
В данной работе не представлены данные об изменении способности к обобщению.
Система работы над развитием речи и мышления учащихся, в конечном счёте, привела к положительной динамике. Учащиеся стали более внимательными, сконцентрированными на учёбе, на решение задач и выполнение упражнений стали меньше тратить сил и времени. Высказывания детей стали более ясными, чёткими, убедительными. Обогатился словарный запас.
Определение уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы показало высокий уровень учебной активности учащихся, хорошее владение приёмами установления причинно-следственных отношений, ориентацию учащихся на освоение способов получения знаний. Удалось изменить ведущую деятельность с общения на учебную: учащиеся настроились на успешное обучение, появился интерес к обучению, хотя ещё требовалось напоминание об ответственности.
Качественная успеваемость данных четвероклассников на выпуске составила 61%. Отличников не было. Можно предположить, что качественная успеваемость класса в среднем звене будет на уровне показателя «выше среднего» общего уровня развития мышления. Для успешного обучения учащихся данного класс желательно продолжить работу по развитию, как общего уровня мышления, так и по развитию отдельных логических операций. Особо следует уделить внимание сравнению, анализу и синтезу.
В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения одним из основных положений является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В их составе выделяется 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Состав познавательных универсальных учебных действий включает в себя блок логических универсальных действий. Поэтому считаю необходимым дальнейшее продолжение работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников». Она будет направлена на:
- продолжение изучения литературы по данной проблематике;
-изучение способов диагностики и внедрение их в практику;
-применение в практической деятельности как уже изученных и опробованных методов, приёмов, технологий, так и инновационных;
-отработку системы работы, способствующей формирования у учащихся универсальных учебных умений.
.
|