Понедельник, 20.05.2024, 04:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Северского лицея Елисеевой Елены Леонидовны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование первоначальных коммуникативных умений первоклассников

В процессе взаимодействия в коллективе у учащихся открываются возможности накопления опыта социального поведения в позициях сотрудничества, подчинения, руководства, а также, возможно, и активного противопоставления. Именно в коллективе формируется социальная активность, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». В конечном итоге это влияет на формирование таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в процессе сотрудничества в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для развития как интеллектуального, физического, так и для развития  творческого потенциала личности.

А между тем, проблема межличностных взаимоотношений в первом классе  в последнее время стала наиболее актуальной. Реалии таковы, что современный младший школьник является достаточно информированным. СМИ оказывают существенное влияние на формирование детской картины мира: рост эрудиции, расширение знаний о природе и обществе. Но живого общения со сверстниками детям не хватает всё больше. Раннее приобщение ребёнка к компьютеру также не способствует развитию коммуникативных умений. Возраст 7 лет характеризуется как синзетивный для развития коммуникативных умений и навыков у детей. Именно в этом возрасте дети учатся самостоятельно, без помощи взрослых знакомиться и общаться со сверстниками, с ребятами постарше и помладше, с детьми из разных социальных слоёв населения. Они должны пробовать и ошибаться, ссориться и мириться,  заводить приятелей и друзей во дворе, в кружках и секциях, в школе. Но современные родители готовы оградить своего ребёнка от любых ошибок и неприятностей. И ребята гуляют во дворе под присмотром взрослых, бабушки и дедушки водят в школу, кружки и секции. Родители с высоким социальным статусом поддерживают детский эгоцентризм.

Существует и другая крайность, когда дети растут «без присмотра» взрослых. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране. Всё больше родителей, которые учат  «давать сдачи», вместо того, чтобы учить выходить из конфликтной ситуации или не допускать таковой вообще.

В первый класс  приходят и дети, которые никогда не были в детском коллективе, не были его частью – не посещали детский сад в силу различных причин.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию и корректировке  коммуникативных умений у первоклассников на сегодняшний день очень актуальна. Я разработала программу «Ты, да я, да мы с тобой», которая построенная на основе психологических игр и упражнений немецкого психолога Клауса Фоппеля. Программа   позволяет строить процесс коммуникации не на материале общеобразовательных предметов, а на очень важном для ребёнка материале – материале человековедения, повседневном жизненном материале. Курс помогает в полной мере скорректировать отношения между одноклассниками; создать дружескую атмосферу в формирующемся коллективе, облегчив тем самым процесс адаптации к школе и совместного дальнейшего обучения, поскольку эмоциональное состояние школьников зависит от характера взаимоотношений ребёнка со сверстниками; помогает преодолевать детский эгоцентризм; учит вести работу по накоплению портфолио – средства фиксации развития личности, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

На занятиях учащиеся знакомятся и отрабатывают навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, что способствует корректировке и развитию коммуникативных умений и навыков, привитию социальных норм. Например, такие игры как «Головомяч», где учащиеся в парах должны головой поднять мяч с пола, или игра «Небоскрёб», где ученики всем классом должны построить как можно более высокую башню из кубиков.

Совместное рисование первоклассников способствует не только развитию коммуникации, но и развитию творческого потенциала учащихся.  Игры «Неожиданные картинки», где ученики начинают рисовать и по команде передают свой рисунок по кругу до тех пор, пока все участники не внесут в начатый рисунок свою лепту, «Сиамские близнецы», где ребята в паре рисуют связанными руками, «Рисунок в два этапа», когда ученики в паре рисуют сначала с закрытыми глазами, а по истечении некоторого времени открывают глаза и вместе дорисовывают начатое.

 Ряд игр направлен на обучение пониманию и различению  положительных и отрицательных чувств своих и окружающих людей, что влияет  как на развитие личности ребёнка, его оценку и самооценку, на уважительное отношение к людям, своей семье, так и на  формирование сплочённого коллектива в целом. Например, такие игры, как «Камушек в ботинке», когда в классе вводится фраза, которая даёт возможность высказать коллективу или любому её члену всё то, что тебя беспокоит или мешает тебе; игра «Ворвись в круг», в которой участники становятся в плотный круг, а один из учеников должен попасть внутрь; игра «Довольный – сердитый», в которой ученики должны осознать свои эмоции, вспомнить состояние, когда они были очень довольными, или очень сердитыми и по команде переключать своё состояние.

В таких играх, как  «Кто я?», «Что я люблю делать?», «Что я люблю – что не люблю?», «Я справился!», «Хвасталки» ученики прислушиваются к себе и проговаривают свои желания,  рассказывают о своих умениях, достижениях, фиксируют их, а так же знакомятся с каждым учеником своего класса. И как следствие, учащиеся будут чувствовать свою принадлежность к коллективу, социальную значимость и индивидуальность, что позволит быть успешным как в учебной деятельности, так и в любой другой на выбор личности.

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaEliseeva20 (08.01.2015)
Просмотров: 775 | Теги: первоклассник, межличностные отношения, Коммуникация, умения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz