Понедельник, 20.05.2024, 04:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Северского лицея Елисеевой Елены Леонидовны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Текст как основа формирования универсальных учебных умений учащихся

    В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям  универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Так в  Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения важнейшей задачей современной системы образования  формирование универсальных учебных умений названо среди приоритетных целей школы. На первое место выдвигается не информированность ученика (академические знания), а умение разрешать проблемы, самоуправлять учебной деятельностью, контролировать и анализировать её выполнение, работать с информацией для достижения поставленных учебных задач, структурировать её, анализировать, сравнивать, обобщать.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

   Встречаются различные классификации универсальных учебных действий. Наиболее широко известна следующая классификация: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные универсальные учебные действия. В Концепции их называется 4:

1.Личностные (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

2.Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

3.Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы).

4.Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

    Воровщиков С.Г., канд. пед. наук, доцент, декан ФПК и ППРО Московского педагогического государственного университета предлагает иную классификацию:                1. Учебно-управленческие (планирование, организация, контроль, анализ, регулирование, коррекция учебной деятельности).                                                                                                                                                    2. Учебно-информациооные (работа с письменными и устными текстами, с реальными объектами как источниками информации).                                                                                                                              3. Учебно-логические (формальная логика, определение и решение проблем).

   В данной классификации отсутствуют коммуникативные умения, поскольку автор считает, что информация появляется в процессе коммуникации.

   Информация – это сведения об окружающем мире, которые уменьшают существующую в отношении того или иного объекта степень неопределённости, неполноту знаний. Таким образом, информация это не просто то, что заключается в книге, рассказе, а то новое, что получено из книги, рассказа.

    Очевидно, что приоритетным и наиболее актуальным источником информации в процессе  обучения являются тексты и реальные объекты. Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц, всякая записанная речь, внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Тексты можно разделить на устные (вербальные) и письменные (документальные).

   С позиции информационного подхода учебно-познавательная деятельность представляет собой деятельность учащихся, состоящую из выявления или получения информации, её преобразования, получение информации о ходе и результатах своей деятельности от учителя или в результате самоконтроля, В начальной школе учитель должен выступать посредником между учеником и источником информации, показать многообразие таких источников, несовершенство одного учебника.

  Что необходимо для развития того или иного общеучебного умения? Очевидно, что это должна быть система заданий, упражнений. Где их взять, в учебнике или учитель должен сам их разработать? На наш взгляд, большинство общеучебных умений можно развивать, используя задания учебника.  При подготовке к уроку учитель должен ориентироваться не только на логику излагаемого программного материала, но и учитывать какое общеучебное умение он планирует развивать у учащихся. Задания и упражнения из учебника можно модифицировать, переформулировать, дополнить, с целью сделать его развивающим то или иное общеучебное умение или ряд умений, поскольку большинство общеучебных умений неразрывно взаимосвязаны. Приоритетное значение имеют управленческие умения – постановка учебно-познавательной цели, а информационные и логические умения будут средством достижения поставленной цели. Именно поэтому на уроках необходимо озвучивать цель выполняемой работы, задания, упражнения. Как правило,  педагог знает эту целью, но для развития умения учащихся целенаправленно выполнять учебную задачу учитель должен сначала сам ставить её перед учащимися, а в дальнейшем её должны ставить ученики. 

     Рассмотрим продвижение учащихся в освоении универсальных учебных действий с 1-го по 4-ый класс. Они представлены в таблицах 1-4

 

Организационные (управленческие) умения.

 

Классы

Определять и формулировать цель

деятельности

Составлять план действий

по решению проблемы (задачи)

Осуществлять действия

по реализации плана

Результат своей деятельности соотносить с целью и оценивать его

1 класс

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности

класса на уроке.

2 класс

Определять цель деятельности на

уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки*

Работая по предложенному плану,

использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с

учителем.

3-4 класс

Самостоятельно формулировать

цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с по*

мощью учителя.

В диалоге с учителем учиться

вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности

выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

    Развитие организационных умений осуществляется через проблемно_диалогическую технологию освоения новых знаний.

 

 

 

 

Познавательные (логические и информационные)   умения                     

 

 

классы

Ориентироваться в своей

системе знаний и осознавать необходимость

нового знания

Делать предварительныйотбор источников информации для поиска нового

знания

Добывать новые знания

(информацию) из различных источников и разными

способами

Обрабатывать полученную

информацию для получения необходимого результата, в том числе и для

создания нового продукта

Преобразовывать информацию из одной формы

в другую и выбирать

наиболее удобную для себя форму

1 класс

Отличать новое знание

(умение) от уже известного

с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в

оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате

совместной работы всего

класса.

Сравнивать и группировать

предметы и их образы.

Подробно пересказывать

небольшие тексты, называть их тему.

2 класс

Понимать, что нужна дополнительная информация

(знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию

для решения учебной задачи.

Находить необходимую

информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Делать выводы в результате

совместной работы всего

класса.

Сравнивать и группировать

предметы и их образы. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Составлять простой план

небольшого текста-повествования.

3-4 класс

Самостоятельно предполагать, какая информация

нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые

для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников

Извлекать информацию,

представленную в разных

формах (текст, таблица,

схема, иллюстрация и др.).

Сравнивать и группировать

факты и явления. Определять причины явлений, событий.

Делать выводы на основе

обобщения знаний.

Представлять информацию

в виде текста, таблицы,

схемы.

 

 

                                  Коммуникативные умения                               

 

 

 

классы

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической

и диалогической речи

Понимать другие позиции

(взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

1-2 классы

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или

небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический

фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

 Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3-4 классы

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Высказывать свою точку зрения и пытаться ее

обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя);

– отделять новое от известного;

– выделять главное;

– составлять план.

 

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

 

 

Личностные умения    

                                                                 

Класс

Оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей

(нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с

точки зрения различных групп

общества (верующие – атеисты,

богатые – бедные и т.д.)

Объяснять (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку

зрения, свои позиции

Самоопределяться в системе

ценностей

Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей

и отвечать за свои поступки

и действия

1-2 классы

В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие

или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки

можно оценить как хорошие или

плохие.

Самостоятельно определять и

высказывать самые простые,

общие для всех людей правила

поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые

правила поведения, делать выбор,

какой поступок совершить.

 

3-4 классы

Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (прежде

всего потому, что разные люди из

разных групп общества оценивают их по-разному).

 

 

 

 

 

Формы работы с текстом и возможность формирования универсальных учебных умений также представлены в таблице.

 

Форма работы

Универсальные учебные умения

Управленческие

Информационные

Логические

Структурно-смысловой анализ текста

+

+

+

Свёртывание текста

 

+

 

Переформулирование (трансформация) текста

 

 

 

Создание нового текста на основе имеющегося

 

 

 

Составление плана текста

 

 

 

Составление таблиц, схем

 

 

 

Выделение ключевых слов текста

 

 

 

Технология РКМЧП

 

 

 

Чтение с пометами

 

 

 

Пересказ

 

 

 

Эксперимент (стилистический, лексический, математический)

 

 

 

 

В заключении хочется сказать, что решающим условием успешного формирования универсальных учебных действий является овладение учителем методики организации в классе учебного сотрудничества: учитель – ученик, ученик – ученик. В нашей школе педагоги имеют большой опыт подобной работы. Русский язык преподаётся по системе Развивающего обучения, деятельностный и проблемный подход которой стал основой создания Концепции стандартов второго поколения. Учителя школы не первый год работают в проекте «Река времени», где под их руководством осуществляется развитие всех универсальных учебных умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ElenaEliseeva20 (27.03.2014)
Просмотров: 1272 | Теги: личностные, деятельность, коммуникативные, познавательные, универсвльные, Текст, регулятивные, учебные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz